Четверг, 29.06.2017, 10:09

Московский городской
 Клуб
"Дети-театр-образование"

Меню сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Впечатления

Главная » 2012 » Февраль » 4 » Маленькая сказка, и не только.
18:57
Маленькая сказка, и не только.
          21 января 2012 года в гостеприимном зале московской школы № 639 состоялась пятая по счету встреча участников постоянно действующего беспризового образовательного Фестиваля «Маленький спектакль», где театральные коллективы могли  показать и посмотреть спектакли малой формы (сценические миниатюры длительностью не более 15-17 минут, которые представляют собой целостную историю).
        Это - направление работы клуба, на тематические встречи которого приходит неизменно большое количество зрителей и участников. Такое внимание членов клуба объясняется просто: большинство детских театральных студий работают с маленькими актерами – учениками младшей школы. А с ребятами такого возраста, особенно, когда коллектив еще сам очень молод, не всегда возможно создать полнометражную постановку: ребята быстро устают, да и актерского опыта у них еще очень мало. Поэтому маленький спектакль – оптимальная на определенном этапе творческого развития форма работы. Однако такие сценические миниатюры достаточно часто создаются и весьма опытными коллективами, в которых юные актеры занимаются уже не один год.
      В дни Фестиваля «Маленький спектакль» ребята могут не только продемонстрировать свою миниатюру, но и посмотреть на работу детей из других коллективов. И не только могут – а даже должны. Это – одно из обязательных условий включения коллектива в список участников клубной встречи. Ведь каждому актеру нужен зритель! И, уходя со сцены, ребята из актеров превращаются в зрителей. Это превращение создает особенно теплую зрительскую атмосферу: каждый из участников встречи на своем опыте знает, каково это – играть перед полным залом, и поэтому особенно остро сопереживает своим товарищам, которые вышили на сцену после него. К тому же, видя работу своих коллег, и педагоги, и их ученики имеют возможность сравнить свой спектакль с другими, научиться чему-то ранее неизвестному, поставить себе новую планку творческого развития. Таким образом, старая поговорка «Себя показать и других посмотреть» обретает в эти дни совершенно новое, практическое значение.
           Регламент проведения этого Фестивального дня (как, впрочем, и всех предыдущих) оказался  довольно сжатым и насыщенным: пять спектаклей игрались нон-стопом, без антракта. Как обычно, смена декораций между выступлениями разных коллективов производилась мгновенно, на глазах у зрителей, которые за это время могли чуть-чуть поговорить об увиденном с помощью ведущих программы (как правило, эту роль выполняют сотрудники Лаборатории интерактивных театральных проектов). Актеры же возвращались в зрительный зал, даже не сняв костюмов и грима.
           При составлении программы каждого дня «Маленького спектакля» организаторы стараются собрать в одной встречи творческие работы в совершенно разных жанрах. Это могут быть и маленькие драматические спектакли, и мюзиклы, и оперы, и хореографические или пластические миниатюры, и кукольные спектакли, и работы, где художественное слово сочетается с пластикой или актерским мастерством, и драматический танец.  Единственное условие – это должна быть законченная история, а не отрывок из большого спектакля. Ведь каждый жанр несет в себе разную эстетику и, следовательно, разные эстетические впечатления для зрителя. Таким образом, участники Фестиваля получают целый букет новых переживаний и знаний о различных видах сценического искусства. Вот и в этот раз наряду с маленькими драматическими миниатюрами, где на сцене играли маленькие актеры, в программе участвовал кукольный спектакль.
        Начинался же Фестивальный день с выступления «хозяев» встречи, 2 А класса школы № 639. Под аккомпанемент своего учителя музыки, Ирины Ильдаровны Туловской, юные актеры исполнили театрализованную песню «Ребятам о зверятах». Постановщиком этого обаятельного концертного номера стала классный руководитель ребят, Людмила Александровна Асташова. Все вместе, они рассказали зрителям о том, как здорово любить и понимать живущих рядом с нами животных, и не только домашних любимцев, а и диких жителей нашей планеты.
            Как уже давно заметили организаторы Фестиваля, каждая фестивальная встреча как будто сама выбирает себе тему. Неожиданно и без предварительного отбора в большей части спектаклей вдруг начинает просматриваться нечто общее, что вдруг становится неким лейтмотивом, объединяющим все работы единым смысловым знаменателем. Так и в этот день: кроме первых участников, все остальные коллективы привезли спектакли, поставленные по мотивам русских народных сказок.
          Вторыми на сцену поднялись юные актеры из коллектива «Светлая криница» ГОУ СОШ № 931 ЮЗАО г. Москвы под руководством Татьяны Анатольевны Литвиновой. В их исполнении русская народная сказка «Снегурушка и лиса» оказалась музыкальной и веселой. Ребята заразительно пели народные песни и азартно играли в фольклорные игры. Этот коллектив уже второй раз участвует в «Маленьком спектакле». Как и в прошлый раз, ребята проявили себя как искренние актеры и внимательные зрители.
Следующие участники программы, детский театр «Пеларгония» ГОУ ЦО №1694 «Ясенево» ЮЗАО, играли сказку «Колобок». Однако известный каждому с детства сюжет оказался современным и новым, интересным зрителям. Наверное, это произошло потому, что руководитель коллектива, Вячеслав Владимирович Бушуев, вместе со своими воспитанниками создал этот спектакль по поэтической инсценировке одной из учащихся своей студии, Олеси Емельяновой. Новый взгляд на старую сказку позволил актерам вволю «похулиганить» (только в хорошем смысле этого слова!) на сцене и заставить зрителей порадоваться своему неиссякаемому оптимизму.  Театр «Пеларгония» уже один раз участвовал в Фестивальной встрече «Маленький спектакль», и  хорошо знает, что таким внимательным зрителям, как их товарищи по увлечению театром, необходимы радостные спектакли с хорошим чувством юмора.
          Четвертым  спектаклем этого Фестивального дня стала инсценировка русской народной сказки «Про Машеньку и Дашеньку» в исполнении детского коллектива «Весь мир – театр» ГБОУ ЦО № 1452 «Богородский» г. Москвы (руководитель – Левина Татьяна Ариевна). Дебютанты Фестиваля, ребята быстро адаптировались в непривычных условиях, и вышли на сцену во всеоружии. Сказка захватила зрителей, а необычная форма постановки, где актеры играли по несколько ролей, превращаясь на глазах у зрителя из одного персонажа в другой, заворожила зрительный зал, заставляя быть особенно внимательным к происходящему на сцене.
Завершающий программу спектакль стал настоящим подарком для самых младших участников встречи. Народный коллектив театр-студия «Балаганчик» МАУК ТЦКТ г. Троицка Московской области под руководством Надежды Алексеевны Волокитиной выбрал для участия в Фестивале свой кукольный спектакль «Как Лиса Медведя обманула, да сама и попалась» (по мотивам пьесы М. Супонина). Содержащая множество интерактивных элементов постановка заставила ребят абсолютно включиться в перипетии сюжета. С азартом они помогали главному герою одержать победу над хитрой воровкой-Лисой, что общими усилиями и ко всеобщей радости и удалось.
             Итак, несмотря на то, что в этом году в очередной встрече Фестиваля «Маленький спектакль» участвовало меньшее количество коллективов, чем обычно, можно надеяться, что встреча удалась, дав всем участникам заряд оптимизма и желания заниматься творчеством дальше.
         Однако, на взгляд организаторов, не возможность продемонстрировать результаты своей творческой работы и даже не обилие новых эстетических впечатлений является для детей наиболее позитивным результатом посещения такой встречи (в Москве проходит достаточное количество специальных мероприятий, предоставляющих подобные возможности). Основным отличием «Маленького спектакля» от остальных подобных праздников является то, что настоящими героями дня становятся не столько актеры (для которых праздником является само выступление), сколько - зрители.
           Умение быть Зрителем – одно из самых важных и практически применимых: уметь видеть и слышать человека не только со сцены, но и в жизни, воспринимать контекст увиденного, ассимилировать предложенные образы внутри собственной системы восприятия и мышления, ПОНИМАТЬ и осознавать понятое – важнейшее умение, необходимое каждому человеку для полноценного личностного развития. И «Маленький спектакль» - отличное поле для развития именно этого умения.
           Для начала следует напомнить, что фестиваль – это не конкурс. То есть, в нем отсутствует соревновательное начало, конкуренция. Это дает возможность ребятам выходить на сцену, не думая о первом и последнем месте, об оценке их работы в каком-нибудь ином эквиваленте, кроме зрительского признания. А значит, отсутствует стрессовый момент, обычный при любом мероприятии оценочного типа.
        А в начале каждой встречи ведущие программы обязательно задают ребятам несколько вопросов, касающихся правил поведения при просмотре спектакля и норм зрительской культуры. Формулируются эти вопросы таким образом, чтобы перенаправить восприятие детей на их собственные ощущения в роли актеров: «Какого бы зрителя вы хотели видеть у себя на спектакле?», «О чем бы вы попросили своих зрителей перед спектаклем?», «Чем бы ваш зритель мог вас очень обрадовать, а чем – огорчить» и т.д. Отвечая на вопросы, ребята без нудных пояснений и перечисления запретов, которые вполне способны вызвать совершенно обратную реакцию, определяют условия сегодняшней игры, и нарушать правила, озвученные ими же самими, становится стыдно.
         В перерывах же между выступлениями ребят и во время монтировок новых декораций проходит мини-обсуждение предыдущего спектакля. Ведущие программы задают зрителям конкретные вопросы, касающиеся только что просмотренного спектакля: как зовут того или иного персонажа, сколько воздушных шариков было в руках у героини, что ответил такой-то герой на такой-то вопрос, какую песню пели героини и т.д. Постепенно вопросы становятся все более сложными, направленными не столько на внешнюю форму, сколько на внутреннюю - смысловую и духовную - сущность спектакля. Самые активные зрители, давшие максимальное количество правильных ответов, отмечаются в финале встречи. И главной удачей прошедшей встречи можно считать именно ту атмосферу внимания и сопереживания, которая установилась в зрительном зале с самого начала дня и оставалась неизменной до момента его окончания.
Каждый раз мы с нетерпением ожидаем новой Фестивальной встречи: они приносят огромную радость не только детям, но и взрослым. И каждый раз там совершаются интересные события и маленькие открытия., которые запоминаются надолго и заставляют ждать следующего дня постоянно действующего беспризового образовательного Фестиваля «Маленький спектакль».

Мнения.
«Большое спасибо организаторам за подвижничество и теплую атмосферу. Жаль, что по объективным причинам не все коллективы, которые собирались принять участие в фестивале, смогли приехать и показать своё творчество.
Очень понравилось выступление народного театра из Троицка. Интересно и профессионально.
Хочется также выразить благодарность администрации принимавшей нас школы и пожелать, чтоб этот фестиваль ещё не раз собрал вместе коллективы детских театральных студий и не только московских».
Бушуев В.В.

«Спасибо огромное устроителям фестиваля за теплый прием. Мы первый раз попали со своим коллективом на  фестиваль "Маленький спектакль" в Москве. Мы первый раз столкнулись с тем, что бывают конкурсы  по малым формам (маленьким спектаклям). Это отдельный, самостоятельный, вид искусства. В наше стремительное время, когда у детей не хватает времени на многие вещи, это один из вариантов привлечения ребят к программе дополнительного образования при помощи театрального искусства. Может они не будут актерами и режиссерами, но они могут на примере, даже маленького спектакля почувствовать всю прелесть и волшебство театра, что мы и увидели на фестивале "Маленький спектакль": с каким вдохновением ребята участвовали сами в спектаклях. Но ещё с большим удовольствием были ЗРИТЕЛЯМИ, Думаю, что многие участники этого фестиваля, почувствовали прелесть соучастия и сопричастности, и поняли, что от зрителей во многом зависит успех спектакля».
Художественный руководитель театра-студии "Балаганчик"
г. Троицк МАУК ТЦКТ.
Надежда Волокитина.


«Не могу не сказать об удивительной внимательной публике! Дети, которые сами участвовали в представлении, оказались очень внимательным и культурным Зрителем. Об этом говорили не только тишина в зале во время показа, щедрые аплодисменты, но и их ответы на каверзные вопросы ведущих фестиваля.
Огромную признательность хочется выразить и хозяевам - школе № 639, приютившей фестиваль «Маленький спектакль». Доброжелательность, домашний уют окружали всех участников мероприятия. Низкий поклон Директору школы и всему ее коллективу».
 Педагог дополнительного образования
Литвинова ТА.

« В следующем году опять приедем. Только надо специально поставить что-нибудь маленькое…».
Мыша.
«Здорово. Особенно, когда на тебя из зрительного зала так внимательно смотрят. Это же не всегда так…».
Постоянный участник.
«Здесь чувствуешь, что ты кому-то нужен!..».
Машенька.

Особое  мнение

  Когда мы уже возвращались домой и ждали поезда, я спросила у своих детей, что им больше всего запомнилось?
– Черный маникюр у бабушки в «Колобке»…
– Упавший домик в кукольном спектакле…
– Девочка-Колобок, которую бабка с дедом упорно называли сынком…
– Мышкина колыбельная…
    У меня участвовали очень разные по возрасту дети – и старшеклассники (9-11 кл.), и средние (6 класс), и даже одна девочка-четвероклассница. И если младшие и средние старательно тянули руки, чтобы ответить на вопросы, то старшим явно было скучновато, хотя они мужественно держались до конца и тоже нет-нет, да и бросали заинтересованный взгляд на сцену. Из кулуарных разговоров я поняла, что в этом году не приняли участие многие завсегдатаи и что почти все выступавшие были новичками. Возможно, дело в этом, возможно, сказался большой разрыв в возрасте выступавших, но у меня (и, думаю, для моих детей) не было радости и удовлетворения от удачного выступления и интересных просмотров. Чего-то не хватило… Возможно, тех самых оценок, от которых на этом фестивале отказались. Но, оказывается, все равно хочется, чтобы твою работу хоть как-то оценили, потому что ты тратишь на ее подготовку время, едешь куда-то, тащишь реквизит и костюмы (хорошо, хоть декораций больших не было), несколько часов сидишь голодный (у меня одной девочке потом было нехорошо – завтракали-то мы дома где-то часов в 9, когда только приехали – не перекусили, волновались, и смогли поесть, как и все в 2.30), выступаешь всего минут 10… Казалось бы, отличная идея: беспризовой фестиваль! А вот же, все равно хочется услышать хоть что-то в свой адрес, потому что оказывается это очень важно для самооценки.
      В качестве предложения у меня есть пара идей, подсмотренных на других фестивалях:
1. Во время обсуждения вопросы по просмотренному спектаклю задают сами зрители – таким образом, будет понятно, насколько зацепило, а, кроме того, проявятся какие-то упущенные при постановке пробелы. А отвечают, понятно, актеры.
2. Можно придумать заранее разнообразнейшие номинации. Раздавать их могут тоже зрители. Можно выбрать детское жюри из представителей всех коллективов.
3. А можно, как на Шекспировском фестивале, чтобы каждый коллектив выбрал другой коллектив, который ему чем-то понравился.
4. Все-таки вручать каждому коллективу грамоту. Подарки – это великолепно, спасибо огромное! но грамоты (а если еще и индивидуального дизайна…) – тоже очень важно. Потому что в итоге от нашего участия в фестивале «Маленький спектакль» у нас осталась только благодарность на бланке МИОО, и грамоты своим детям я буду, видимо, печатать сама.
                Левина Т.А., руководитель театральной студии «Весь мир – театр»
                        ЦО № 1452 «Богородский»



Просмотров: 2198 | Добавил: Чеширский_Кот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]