Пятница, 18.08.2017, 06:03

Московский городской
 Клуб
"Дети-театр-образование"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации

Главная » Статьи » Проблемные статьи

ИСКУССТВО в школе – роскошь или основа образования?

1. Красота спасёт мир

Начало учебного года ознаменовалось историей об избиении старшеклассником пожилой учительницы физкультуры, декабрь и январь – массовыми подростково-молодёжными побоищами. Не первый год судебные инстанции и СМИ отмечают всё возрастающую, часто немотивированную жестокость молодого поколения. Можно подумать, что в стране есть силы, которым выгодно поддерживать и провоцировать эту жестокость. Но также можно с уверенностью утверждать, что после запуска подобные процессы быстро выходят из под контроля тех, кто их спровоцировал, теряют заданный вектор и обрушиваются на всё общество без разбора и разделения на «своих» и «чужих». Тот, кто почувствовал вкус крови, неминуемо поднимет руку и на недавнего кумира.

История и философия учат нас, что противоядием от озверения может быть только воспитанная с детства способность к состраданию и милосердию, способность воспринимать себя самого как неотделимую частицу мира, и весь мир как часть себя самого.

Существует точка зрения, что такое сознание способна дать религия. Но история и здравый смысл подсказывают, что это не так. Во имя религий в прошлом велись крестовые походы и горели костры инквизиции, а ныне в детских развлекательных центрах взрываются смертники. Религии (в отличие от веры) не объединяют, а разделяют людей, лишённых способности к состраданию.

Что же на самом деле учит состраданию? Почти каждый человек, обратившись к опыту своего раннего детства, поймёт, что это искусство. С первых лет жизни сказки и стихи учат воспринимать весь окружающий мир как живой. Слушая мамины и бабушкины рассказы и чтение, ребёнок учится сначала сопереживать тем, кто меньше и слабее его: букашкам, маленьким зверькам, игрушкам, деткам, которые меньше. Но уже после 3-х лет он постепенно узнаёт, что и те, кто больше и сильнее его могут испытывать горе и боль, нуждаются в помощи и сочувствии. Разумеется, воспитание способности к сочувствию учит замечать не только боль и горе, но и счастье, и радость. И это не менее важно. У того, кто не умеет разделить чужую радость, непомерно разрастается способность к зависти.

Чем старше становится человек, тем более сложные вызовы бросает ему мир. Тем больше напряжение, а значит и агрессия. Общение с искусством, как знал ещё Аристотель, способно разрядить это напряжение, снять агрессию. Катарсис – сложное явление: это и выброс адреналина (оздоровляющая химическая реакция), и в то же время это инсайт – взрыв, выталкивающий человека на новую ступень понимания себя и мира.

Основная задача образовательной области «Искусство» - научить растущего человека самостоятельно управлять процессом личностного роста: выбирать в поле мировой культуры необходимых в каждый момент  собеседников; добиваться сбалансированности своего эмоционального состояния с помощью произведений искусства (а не с помощью наркотиков или иных допингов); черпать из произведений искусства необходимую энергию. И важно понимать, что научить этому можно только к исходу подросткового возраста, только к тому моменту, когда формируется личность, то есть в ранее принятой норме к 15-17 годам. Сегодня, увы, эту норму следует считать устаревшей, так как психологи отмечают всё возрастающий инфантилизм большинства молодых людей. Сегодня детство легче, оно часто лишено подлинных обязанностей, и дети взрослеют позже.

Если исключить искусство из обязательных программ младшей, средней и старшей школы возрастающему озверению нечего будет противопоставить. Прежде домашние традиции позволяли обеспечить непрерывное общение растущего человека с искусством. В опыте народной жизни и педагогики постоянно звучали сказки, сказы, песни, игрались хороводы, представления народного театра и т.д. В образованном обществе родители заботились о том, чтобы ребёнок читал, слушал музыку, знакомился с живописью. Сегодня в семейном укладе, чаще всего, места для общения с искусством не остаётся. Маленькие дети не знают ни народных, ни авторских сказок, не знакомы с попевками. Значит, не развивается воображение, способность к сопереживанию, к пониманию ДРУГОГО. Младшие школьники не знают мифологии, а значит, не восхищаются подвигами героев, не негодуют на злодеев, не имеют необходимых в этом возрасте литературных кумиров. А значит, не формируются активные и позитивные жизненные цели. Старшие школьники не знакомы с классической музыкой, живописью, литературой, не способны воспринимать нюансы, оттенки, улавливать развитие тем и смыслов. А это значит, что они не способны адекватно воспринимать реальность и гибко отвечать на жизненные вызовы. Итог – фрустрация и агрессия.

Можно упрекнуть школу в том, что имея образовательную область «Искусство» (литературу, музыку, изобразительное искусство, МХК, уроки театра) в программе общего или дополнительного образования, она не справилась с воспитанием нынешнего поколения. Но тут важно понять, какие требования выдвигало государство к учителю, преподающему эти предметы. Государство требовало пресловутые ЗУНы (знания, умения и навыки). Требовалось затвердить ответ или действие по образцу, а не увидеть, пережить и понять художественный образ. Такой репродуктивный подход противоречит природе ИСКУССТВА, выхолащивает смысл преподавания.

В советское время зоной свободной от ЗУНов были кружковые и студийные занятия. Но когда в 1990-ых годах эта зона получила название «дополнительного образования», ЗУНы добрались и туда, значительно обеднив возможности образовательной области ИСКУССТВО.

Можно и нужно говорить о разных возможностях образовательной области Искусство:

·        о том, что именно она развивает способности правого полушария мозга, необходимые для креативного мышления;

·        о том, что она эффективнее любой воспитательной работы воспитывает любовь и уважение к своей стране и своему народу и помогает понять место родной культуры в мире;

·        о том, что язык искусства помогает преодолеть разнообразные языковые барьеры;

·        о том, что искусство развивает способность к широко понимаемому экологическому мышлению и многое другое.

Но сегодня актуальнее всего понять другое – только правильно организованные занятия искусством и творчеством от яслей до старших классов позволят спасти нацию от озверения и вырождения, от страшных социальных катастроф и полного распада социальной жизни.

 

 

2. Весь мир - театр

Кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования более 10-ти лет занималась развитием особой области педагогики искусства – театральной педагогикой. По этой теме работали и работают разннобразные краткосрочные курсы повышения квалификации, а последние 5 лет в рамках переподготовки по специальности «Социальный педагог» предлагалась специализация «Руководитель детского театрального коллектива». МИОО - единственное образовательное учреждение в стране, где можно получить такую специализацию.

Необходимость обучать специалистов такого профиля была признана ещё в 1918 году, когда программу подобной подготовки под руководством известного педагога Н. Бахтина разрабатывали такие видные деятели культуры как С.Маршак, А.Блок, В. Мейерхольд, В.Всеволодский-Генгросс. В педагогической общественности этой проблемой занимались Сорока-Росицкий, Шацкие и другие виднейшие деятели. Однако добиться признания специальности и развернуть широкую программу подготовки ни тогда, ни позже не получилось из-за не вполне объяснимого, но стойкого сопротивления государственных чиновников.

Уже в 20 годы в публикациях журнала «Игра», специально посвящённого этой теме, и других педагогических изданиях было зафиксировано, что профессия руководителя детского театрального коллектива – массовая, без неё не обходится ни одна школа. Профессия специфическая, потому что её носитель должен обладать серьёзными знаниями в области педагогики, психологии, физиологии, искусства. Тогда же отмечалось, что профессиональная работа в этой области может способствовать решению очень серьёзных социальных и образовательных проблем школы, совершенно не сводимых к организации школьной самодеятельности. Но так же отмечалось, что непрофессиональная работа в этой области самодеятельными организаторами детских спектаклей и праздников, может привести и нередко приводят к серьёзным нарушениям в области психологического и физического здоровья школьников, формирования их мировоззрения и отношения к образованию.

Чем же так интересна школьная театральная педагогика? Она развивает методы и техники, направленные на решение базовых проблем системы образования:

·        развитие способности к межличностному общению: содержательному, глубокому, вариативному, адекватному, культурному;

·        развитие способности к целостному действию (проектному подходу): целенаправленному, личностному, целесообразному, продуктивному;

·        развитие способности к коллективному сотрудничеству в решении разнообразных творческих и продуктивных задач;

·        развитие к восприятию целостной картины мира (на основе синкретической природы театрального искусства): на уровне телесных, интеллектуальных и духовных практик;

·        развитие способности к творческому, игровому, креативному, мышлению и взаимодействию с миром.

Таким образом очевидно, что школьная театральная педагогика открывает широкие возможности для решения самых насущных задач, стоящих перед современным образованием. Если бы в 1926 году опытные площадки, занимавшиеся разработкой этой проблемы, не были закрыты, сегодня отечественная педагогика не знала бы тех бед, в которые она погружена.

В России много раз уважаемые специалисты и институты пытались воскресить развитие школьной театральной педагогики. Наиболее серьёзная попытка была предпринята на рубеже 20-21 века в Самарском педагогическом институте, где был открыт факультет «МХК – ТЕАТР». Но все эти начинания рано или поздно закрывались под предлогом невозможности обучения на стыке специальностей образования и культуры. В МИОО, оставшимся последним оплотом этого направления, аккумулирован огромный позитивный опыт по переобучению педагогов на совершенно новых основах. Но сейчас мы получаем тревожные сигналы о судьбе последнего живого очага.

Все годы нашей работы директора школ не слишком охотно направляли на театральную специализацию своих педагогов. К сожалению, в массовой школе немногие осознают значение профессионализма в данной области. Театр в школе нередко направляют по пути организации развлекательно-рекламных мероприятий, и к их педагогическому и эстетическому содержанию не предъявляют серьёзных требований. Важно, чтобы организатор праздников всегда был под рукой. Когда он регулярно и серьёзно учится, это не слишком удобно.

А теперь, когда обсуждается вопрос о том, что повышение квалификации и переподготовка будут осуществляться из бюджета школ, вероятность того, что директора станут оплачивать обучение специалистов образовательной области «Искусство», особенно театральных педагогов, становится всё более призрачной. Но это не последняя угроза.

В педагогической среде всё активнее муссируются слухи о том, что из «Классификатора» будет исключена специальность «Социальный педагог», а это именно та специальность, которая позволяет давать более-менее широкий спектр специализаций в смежных психолого-педагогических областях. Именно тут готовят руководителей разнообразных детских клубов, органов детского самоуправления, в нашем случае – специалистов по театральной работе с детьми. И если будет закрыта специальность «Социальная педагогика», то будет закрыт и последний способ готовить специалистов для театральной работы с детьми. Подростки лишатся одной из последних возможностей получать неформальное личностно-ориентированное образование.

 

3. А был ли мальчик?

Педагогическому сообществу необходима помощь журналистов, потому что мы сами не можем получить достоверной информации о многих готовящихся переменах. Ужас ситуации заключается в том, что наши начальники и доброжелатели самых разных уровней вызывают нас время от времени на разные приватные переговоры и даже совещания и сообщают о том, что нас ждёт в ближайшем будущем. Каждый говорит примерно так: «Нас собирали, и нам сказали». Попытки выяснить, кто собирал, кто сказал, и каковы номера документов, совершенно бессмысленны. Нам говорят: «Вы же взрослые люди, и ВСЁ понимаете».

Что нам говорят?

• Что грядёт 30% сокращение штатов в Московском образовании;

• Что всех совместителей уволят;

• Что школы меньше чем на 700 детей будут закрыты и слиты;

• Что от всех учреждений Дополнительного образования бесплатными оставят 15%;

• Что будут запрещены в бесплатном секторе все виды индивидуальных и малогрупповых занятий;

• Что в школах останутся работать только те творческие объединения, которые участвуют в городских и Российских конкурсах;

• Что в детских садах музыкальные работники могут сохраниться только как платная услуга;

• Что специальность «социальный педагог» отменяется, выводится из перечня специальностей и что подготовка таких специалистов прекращается;

• Что за повышение квалификации будут платить образовательные учреждения, и что директора будут решать, на каких педагогов тратить деньги, а на каких – нет;

• Что все творческие Вузы будут переводиться в разряд Колледжей, потому что их уровень специальностей равен бакалавриату.

Можем ли мы назвать людей, которые нам это говорят? Разумеется, нет, потому что мы действительно не знаем, кто в итоге потеряет работу – они или мы. Ни то, ни другое просто неразумно. Нельзя подводить людей, про которых не можешь сказать ничего дурного, как нельзя и терять последнюю возможность делать любимое дело.

Читая проект ФГОС и предложения по реформе московского образования, с ужасом начинаешь верить в правдивость всех самых мрачных слухов. Мы знаем, что в ФГОС исчез предмет МХК. Знаем, что вводится подушевое финансирование и деление на автономные, бюджетные и казённые учреждения. А значит, грядёт комерциализация образования. Знаем, что новый стандарт оценки качества и нормы аттестации учителей и образовательных учреждений выглядят очень сложно, запутано, и совершенно не приспособлены для объективного оценивания реального качества работа учителей образовательной области «Искусство». Знаем, что реальные зарплаты педагогов образовательной области «Искусство» уже сократились в текущем году и будут ещё больше сокращены в следующем, поскольку сокращается объём часов.

Поиски ответов на конкретные вопросы в интернете в моей практике ничего не дали. Я обращалась в различные инстанции с одними и теми же вопросами:

«Сохранится ли в ближайшие годы право готовить в рамках ФПППК (факультетов послевузовской переподготовки педагогических кадров) СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ?

Будет ли по-прежнему Департамент образования Москвы оплачивать педагогам образовательных учреждений города переподготовку и повышение квалификации в МИОО? Или это будут делать округа? Или школы? Или сами учителя? Где можно получить подобную информацию?»

Из Комитета Государственной Думы по образованию Бердашкевич Анатолий Петрович ответил: «Предлагаю обратиться в МОН к начальнику отдела Ирине Аркадьевне Мочсичевой». Я нашла соответствующий сайт и направила Ирине Аркадьевне тот же вопрос. Ответа пока не получила.

Опыт прошлых лет, увы, подтверждает, что все худшие слухи сбываются. И что мы не можем ни узнать о том, кто и когда принимает решения, ни повлиять на ситуацию. Мы всегда виноваты в том, что не знаем того, о чём нам не говорят. Виноваты в том, что работаем сверхурочно, вкладывая в работу собственные средства. Виноваты в том, что о нашей работе не знают чиновники. Два года назад новые сотрудники ДОМ нам так и сказали: «Мы о Вас ничего не знаем, значит, Вы плохо работаете». Я автор многих учебных пособий, десятков, если не сотен статей по педагогике искусства, многолетних успешных образовательных проектов. Но мне нечего сказать в ответ на подобные заявления.

Можно сказать, что мы недостаточно социально активны. Но есть реальность времени. Чтобы хорошо делать свою работу, чтобы детям на уроках было с нами интересно, чтобы выжили наши программы в школах, вошедших в сетевую экспериментальную площадку и в МИОО, мы работаем не меньше чем по 6 дней в неделю, и каждый день не меньше чем по 12 часов. Пол дня в школе, пол дня – в институте. Наши дополнительные усилия почти не финансируются. Мы привлекаем высококлассных специалистов для проведения мастер-классов, дарителей, обеспечивающих подарки детям – участникам творческих программ, проводим внеплановые образовательные мероприятия для учителей и учащихся только за счет собственной инициативы и творческих связей. И это требует регулярных сверхусилий. Правда в том, что можно успеть только что-то одно: работать или заниматься социальными боями. И это делает нас уязвимыми.

Если профессиональное журналистское сообщество и общественные деятели не помогут педагогам образовательной области «Искусство», мы не сможем справиться с надвигающимся разрушением. А это, мы уверены, грозит страшными социальными катастрофами.

Никитина Александра Борисовна

Театровед, кандидат искусствоведения,

Доцент МИОО
Категория: Проблемные статьи | Добавил: Чеширский_Кот (25.09.2011)
Просмотров: 1998 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Александра Борисовна! Как хочется, чтобы Вас и Нас услышали чиновники, чтобы у них пробудился разум и чуткость к людям! Как за 4 часа в неделю можно помочь или научить детей Миру искусств, таинств Театра, Музыки и Живописи!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]